Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

«Мы не ограничивались только лишь законопроектами»

10.09.2020 11:52
0


Скоро в Магаданской области пройдут выборы в областную Думу седьмого созыва. Новый состав депутатов продолжит работу над формированием актуальных законодательных инициатив. О том, как велась эта работа на протяжении последних пяти лет «ВМ» рассказал председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.

– Чего удалось добиться при помощи межпарламентской работы? Какие инициативы выносили на обсуждение?

– Межпарламентское сотрудничество депутатами шес­того созыва в основном строилось по нескольким направлениям: законодательные инициативы, направляемые Думой непосредственно в Федеральное Собрание РФ, парламентские слушания в Совете Федерации, участие в заседаниях Совета Законодателей РФ и выработка совместных решений на площадке Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».

В рамках последней мы стали инициаторами совершенствования федерального законодательства в сфере недропользования, предложив внести изменения в Федеральный закон «О недрах», которые позволят повысить эффективность отработки полезных ископаемых из отходов, сформированных в процессе добычи. По итогам дискуссии, члены парламентских объединений поддержали эту законодательную инициативу. Проект решения, который направлен председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, включил рекомендации по внесению поправок в Федеральный закон «О недрах», устанавливающих возможность предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона и запрет на участие в торгах аффилированных между собой лиц, и предоставляющих право пользования недрами для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальным предпринимателям, а также в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Нами был вынесен ряд предложений по совершенствованию существующих льготных экономических режимов, поскольку Магаданская область обладает уникальным опытом в этом вопросе. Перед коллегами мы заострили внимание на том, что в последние годы появились новые формы развития промышленности: региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития, свободные порты. Однако, указанные формы находятся под запретом для участников особых экономических зон. Потому было предложено создать правовую основу государственной поддержки инвестиционной деятельности участников ОЭЗ, которая будет включать в себя новые механизмы, содержащиеся в законодательных актах, касающихся территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

– Какая работа велась в области формирования бюджета региона?

– В октябре 2018 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. Я озвучил несколько проблем, которые сегодня ведут к сокращению доходной части бюджета Магаданской области и при этом являются общими для многих дальневосточных и северных территорий. В частности, среди них невыгодное для субъектов распределение между региональным и федеральным бюджетами платежей за пользование недрами и налога на добычу полезных ископаемых. Сегодня средства от проведения аукционов на право пользования недрами плюс разовые платежи в полном объеме поступают в федеральный бюджет, что не отвечает интересам субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся месторождения. Предложил законодательно закрепить паритетное распределение полученных неналоговых доходов: 50% – в федеральный и 50% – в бюджеты регионов, ведущих добычу полезных ископаемых. Кроме того, сделал акцент на отсутствии компенсаций выпадающих доходов вследствие предоставления предпринимателям льгот на реализацию инвестиционных проектов, несовершенстве методики расчета субвенций из федерального фонда ОМС, из-за чего 5 регионов ежегодно недополучают в совокупности более 13 миллиардов рублей на финансирование системы здравоохранения. Эти же темы были подняты нами и на заседании Совета Законодателей Российской Федерации. Также разговор шел про пересмотр продовольственной корзины и всей системы расчета минимального прожиточного уровня.

В 2019 году на заседании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» я выступил с докладом о необходимости совершенствования Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В год 25-летия Магаданской областной Думы, в 2019 году второе заседание Общего собрания Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» состоялось уже в Магадане. На нем мы подняли вопрос обеспечения северян жилищными субсидиями на выезд в центральные районы страны. Он остро стоит во всех северных субъектах. Федеральное финансирование дальневосточных субъектов на переселение северян сократилось за последние 4 года на 30% – с 2,5 млрд руб. до 1,7 млрд руб. При этом, стоимость квадратного метра жилой площади выросла на 20% – соответственно, уменьшилось и количество выдаваемых жилищных сертификатов. Помимо этого, мы предложили исключить из принятого в первом чтении проекта федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» пункта, согласно которому отказ гражданина от жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета, поскольку отказы граждан могут быть связаны с различными объективными причинами – состояние здоровья, сложное материальное положение, необходимость сопровождения для переезда.

Кроме того, предложили внести изменения в Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, т.к. финансовая поддержка регионов существенно зависит от определения расчетного объема расходных обязательств субъектов – «модельного бюджета». При его определении не в полной мере учитываются региональные особенности субъектов Дальневосточного федерального округа, в том числе районов Крайнего Севера: значительная протяженность территорий, низкая плотность населения, удаленность населенных пунктов друг от друга и от основных промышленных центров, ограниченность транспортной инфраструктуры, зависимость хозяйственной деятельности от поставок из регионов центральной части России. Необходимо установить запрет на снижение объема дотаций для высокодотационных субъектов, добившихся роста собственных налоговых и неналоговых доходов, исключить при расчете налогового потенциала начисления налога на прибыль организаций от филиалов и обособленных структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории иных субъектов РФ, поступления налога на прибыль организаций, носящие разовый характер, транспортный налог, акцизы на нефтепродукты и на крепкий алкоголь; при определении расчетного объема расходных обязательств регионов предусматривать индексацию среднего размера расходов консолидированных бюджетов субъектов на уровень инфляции по группам полномочий; выделить в отдельную группу полномочий расходы на компенсацию недополученных доходов транспортным организациям при выполнении социально значимых перевозок пригородным железнодорожным транспортом, ресурсоснабжающим организациям – за оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, вывоза твердых коммунальных отходов; увеличить в Методике подушевой норматив, применяемый при определении объема расходов на реализацию территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, при расчете бюджетных расходов на оплату медицинской помощи рассчитывать коэффициент дифференциации без ограничения индекса бюджетных расходов; внести изменения в формулы расчета коэффициента расселения граждан для отражения плотности населения и фактической удаленности населенных пунктов друг от друга, ввести коэффициент «отношение доли крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств в продукции сельского хозяйства субъектов к средней величине по Российской Федерации» и разработать дополнительный поправочный коэффициент для регионов, территории которых отнесены к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства, закрепить в Методике возможность осуществления перерас­пределения средств между разными группами полномочий, учитывать размеры районных коэффициентов к заработной плате, установленные не только федеральным законодательством, но и региональными нормативными правовыми актами; включить в обращение к Правительству Российской Федерации пункт о расчете затрат на компенсацию расходов по проезду в отпуск для северян, учитывая фактическую стоимость авиабилетов в центральные районы страны, сложившуюся на протяжении ряда лет.

– Обсуждался ли особенно актуальный для нашего региона вопрос изменения Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов?

– О проблемах, с которыми сталкиваются грузоперевозчики, депутатам областной Думы сообщили представители бизнес-сообщества региона в мае 2019 года. Магаданская область, основу экономики которой составляет добыча полезных ископаемых, является одним из немногих дальневосточных субъектов, где полностью отсутствует железнодорожный и внутренний водный транспорт.

Работа горнодобывающих предприятий и жизнедеятельность отдаленных населенных пунктов обеспечивается только автомобильным транспортом. Ежегодно таким способом в колымские поселки и на промышленные предприятия доставляется около 4 млн. тонн грузов. В случае установки на федеральных и областных автодорогах пунктов весового контроля колымские грузоперевозчики будут вынуждены оплачивать вред автомобильным дорогам в размере, превышающем рыночную стоимость самой услуги, что негативно скажется на экономическом положении региональных предприятий и на себестоимости производимой продукции промышленного и потребительского назначения, а значит, и на благосостоянии жителей Магаданской области. Члены Парламентской Ассоциации согласились с нашими доводами и приняли решение обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением установить на территории Магаданской области допустимую массу транспортного средства, осуществляющего перевозку социально значимых грузов (твердого и жидкого топлива), для пятиосных автопоездов – 53 тонны, для шестиосных автопоездов и для автопоездов с количеством осей более шести – 57 тонн (и сегодня этот вопрос Правительством частично решен).

Все решения Парламентской Ассоциации направлены в федеральные органы власти – Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики для дальнейшей государственной деятельности.

В конце 2019 года эти же вопросы поднимались на заседании комиссии Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики. Я внес два предложения по совершенствованию законодательства страны, затрагивающего вопросы грузоперевозок и недропользования. Предложил ко второму чтению поправки в Федеральный закон «О недрах»: предусмотреть упрощение порядка получения лицензии на отработку техногенных россыпей. С таким предложением Магаданская областная Думы выходила на федеральный уровень дважды – в 2010 и 2017 годах. В мае 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении, однако вопросы отработки техногенных россыпей в документе отражены не в полной мере. Прозвучавшие предложения включили в проект решения комиссии.

– Какие законопроекты вышли на федеральный уровень?

– В течение 2015–2020 годов Магаданская областная Дума реализовала свое право законодательной инициативы в Государственной Думе 12 раз.

В числе наиболее результативных законодательных инициатив, которые в итоге обрели статус соответствующих федеральных законов, следует отметить:

– проект федерального закона № 948300-6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», которым предусматривалось возвращение на территории Магаданской области системы исчисления времени, действовавшей до 24 октября 2014 года, и отнесение нашего региона к 10-й часовой зоне (МСК+8, UTC+11). По итогам рассмотрения данной законодательной инициативы был принят одноименный с законопроектом Федеральный закон от 5 апреля 2016 года № 87-ФЗ, что позволило увеличить на территории области количество светлого времени суток в течение года и, как следствие, предоставило возможность снизить риск влияния негативных факторов на здоровье населения и условия труда;

– проект федерального закона № 585426-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», который был подготовлен в целях предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению, а также предполагал освобождение собственников жилых помещений в таких домах от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества. Проблема, изначально поднятая депутатами Магаданской областной Думы, впоследствии нашла свое положительное решение благодаря законодательной инициативе группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в основу которой легли положения законопроекта, разработанного областными парламентариями. Итогом совместной работы федеральных и областных депутатов стало принятие Федерального закона от 6 февраля 2020 года № 13-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, необходимые для решения указанной проблемы;

– проект федерального закона № 71964-7 «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», который предусматривал наделение глав местных администраций городских округов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов правом совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае отсутствия в городском округе нотариуса и имел своей целью решение серьезной проблемы, связанной с недостаточным обеспечением прав граждан на оказание нотариальных услуг в отдаленных труднодоступных местностях. Обозначенная Магаданской областной Думой проблема не осталась незамеченной и получила свое правовое разрешение в результате принятия Федерального закона от 26 июля 2019 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленного на сохранение территориальной доступности нотариальных услуг.

– Какая работа велась в сфере здравоохранения?

– В своей работе мы не ограничивались только лишь законопроектами. Так, в 2018 году мы направили обращение депутатов Магаданской областной Думы к Председателю и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу финансирования лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности. Данным обращением было предложено оказать содействие по рассмотрению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о возможности изменения правового регулирования в сфере лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, в части софинансирования из федерального бюджета полномочий по лекарственному обеспечению пациентов с указанными заболеваниями. По итогам рассмотрения данного обращения постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 1390 внесены изменения в Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 871 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», в части финансирования дополнительно 5 видов орфанных заболеваний за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, в том же году нами было направлено обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о снятии ограничения индекса бюджетных расходов, применяемого при расчете субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования. Правительству Российской Федерации предложено внести изменение в Методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462, в части повышения расчетного уровня индекса бюджетных расходов. По результатам рассмотрения данного обращения Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 1240 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462», в соответствии с которым коэффициент ценовой дифференциации для субъектов Российской Федерации увеличен с 3 до 4,5. После этого в фонд ОМС Магаданской области ежегодно начали поступать средства в размере более, чем миллиард рублей.

– Еще одна важная проблема региона – транспортная доступность. Как вы работали в этом направлении?

– Еще одно обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву и руководителю Федерального агентства воздушного транспорта А.В. Нерадько касалось вопросов обеспечения авиационных перевозок на территории Магаданской области, в котором областные депутаты выразили обеспокоенность сложившимся по состоянию на май, июнь и июль 2018 года дефицитом авиабилетов по маршрутам «Магадан – Москва – Магадан», а также повышением стоимости грузовых авиаперевозок, повлекшим за собой неоправданное увеличение цен на продукты питания и промышленные товары, поставляемые на территорию нашего региона, негативные последствия для его экономики, материального положения его жителей. К решению обозначенной проблемы на уровне Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подключился сенатор от Магаданской области Широков А.И. Кроме того, вопросы развития транспортного комплекса Дальневосточного федерального округа обсуждались и на плановой встрече Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Козлова А.А. с представителями дальневосточных регионов. Итогом совместной работы законодательной и исполнительной ветвей власти федерального и регионального уровней стал Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в соответствии с которым с 1 октября 2018 года для пассажирских авиаперевозок между российскими городами, хотя бы один из которых расположен в Дальневосточном федеральном округе, ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 10 % до 0 %. Нулевая ставка будет применяться до 1 января 2025 года, что позволит авиакомпаниям повысить рентабельность дальневосточных рейсов, снизить стоимость авиабилетов и увеличить пассажиропоток в соответствующие регионы ежегодно на 2 – 3%;

Было и обращение к депутатам Государственной Думы и Правительству Российской Федерации по вопросу уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно, в котором депутаты Магаданской областной Думы обозначили проблему, связанную с ограничением прав неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату один раз в два года стоимости проезда к месту отдыха и обратно в том случае, если оно находится за пределами России. Действующим законодательством установлено, что работающему пенсионеру-северянину в случае использования отпуска за пределами нашей страны производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции. В отношении неработающих пенсионеров-северян такая специальная норма не предусмотрена, в связи с чем «дорога» им оплачивается исключительно до места проведения отдыха на территории России. В целях обеспечения равных возможностей работающих и неработающих пенсионеров-северян группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был разработан и 20 ноября 2019 года внесен проект федерального закона № 840879-7, предоставляющий неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации вне зависимости от того, где будет располагаться место их отдыха. Указанный проект федерального закона включен в Перспективную программу законопроектной работы в период весенней сессии 2020 года для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

– Над какими законопроектами продолжит работу седьмой созыв?

– В заделе для депутатов следующего созыва остается присвоение Магадану звания «Город трудовой доблести». Требуется окончательно решить вопросы о вольном приносе, о корректировке порядка компенсации оплаты проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно, проводящим отпуск за пределами Российской Федерации, о предоставлении дополнительных выходных дней работающим опекунам совершеннолетних недееспособных инвалидов, о внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в части расширения перечня оснований предоставления звания «Ветеран труда» и ряд других. Магаданской областной Думе свойственна преемственность, потому я уверен, все они будут доведены до логического завершения.



Календарь событий / Все
Ближайших событий нет
Развернуть Свернуть